Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

главная страница   |   карта сайта   |   English version

RSS-лента   |   добавить в избранное   |   сделать стартовой
Пресс-центр О фонде Партнёрство О Горячей линии Законодательство Наши рекомендации Хартия операторов

Пресс-центр


РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ









Новости и события

19.11.2014

В Китае началась Всемирная конференция по управлению Интернетом

Предложение российской делегации об изменении сложившейся международной практики в сфере ИКТ

На Всемирной конференции по управлению Интернетом (World Internet Conference, Wuzhen Summit), которая открылась сегодня в китайской провинции Чжэцзян (Zhejiang), российская делегация (которую возглавляет помощник президента России Игорь Щёголев) выступила с предложением изменить сложившуюся международную практику в сфере ИКТ, отметив несправедливость современного информационного общества, и призвала к подготовке, обсуждению и принятию международной конвенции по управлению Интернетом.

Российская делегация напомнила предыдущие решения международного сообщества: Декларации ООН от 8 сентября 2000 года, утвердившей верховенство принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства; Окинавской Хартии (принята лидерами G8 22 июля 2000 года), констатировавшей, что ИКТ должны «создать условия для роста человеческого потенциала, развития экономики и общества знаний, создав условия терпимости и уважения к особенностям других людей»; резолюции Генассамблеи ООН от 31 января 2002 года; Всемирным встречам на высшем уровне по информационному обществу в Женеве (2003 год) и Тунисе (2005 год), задавшие ориентиры и параметры решения глобальной задачи построения в каждом из государств открытого и справедливого информационного общества для всех.

Построение информационных обществ шло под лозунгом сокращения цифрового неравенства, что имело результатом тотальное подключение к широкополосным каналам цифровой связи и повсеместное открытие данных. Торжествует установка на «наращивание потенциала» (Capacity building). Международные рейтинги ставят качество инноваций и экономики знаний в прямую зависимость от «количества подключенных к Интернет компьютеров» или «количества компьютеров на 1000 жителей». А благородная задача ООН по распространению качественных и достоверных знаний среди населения Земли отошла на второй план.

Но создание инфраструктуры цифровой связи не означает цифрового суверенитета, наоборот: национальные операторы связи, строя сети, прокладывают дорогу глобальным интернет-компаниям к гражданам, и компании взаимодействуют с ними уже по своим правилам, по законам своих стран, уплачивая большую часть налогов вне национальных юрисдикций.
Глобальные интернет-компании, по мнению представителей РФ, в обмен на интернет-сервисы получают персональные данные наших граждан, которые стали нефтью современной интернет-экономики и основой роста биржевых котировок высокотехнологичных компаний.

На деле до справедливости ещё далеко, считает российская сторона. Обладая на старте построения информационного общества разными техническими и технологическими возможностями, страны, выполняя программы развития информационного общества, пришли в итоге к зависимости от стран-поставщиков этих технологий.

Представление о персональных данных как о традиционном идентификаторе личности (имя, дата рождения) теперь устарело — идентифицировать пользователя Сети легко и без этого по его действиям в киберпространстве. От такой идентификации не спасет ни смена документов, ни изменение внешности — идентификация фактически происходит по набору уникальных поведенческих характеристик.

Согласие на обработку персональных данных стало условием получения онлайн-сервисов, благодаря этому глобальные компании создают себе идеальные условия для заработка. Персональные данные пользователей для них — источник дохода. То, что этот доход обеспечивается за счет уничтожения права честного человека на тайну частной жизни, интернет-компании не останавливает: При кажущейся анонимности в вашем личном сетевом пространстве всегда есть кто-то ещё. Такая политика противоречит конституционным принципам права на частную жизнь большинства стран.
Заработком на персональных данных иностранных граждан дело не ограничивается. Благодаря Сноудену мир узнал о тесных связях ведущих IT-компаний, мировых гигантов, со спецслужбами США. Собранные интернет-компаниями персональные данные дают военно-политические преимущества одним государствам, и ставят в зависимое положение другие.
Вслед за спецслужбами в киберпространство пришли военные. В сентябре 2014 года на саммите НАТО в Уэльсе принцип коллективной обороны (Статья 5 Североатлантического договора) распространен на информационную сферу. Сеть фактически объявлена театром военных действий, но при этом не назван ни пороговый уровень угрозы для ответных действий НАТО, ни варианты допустимого ответа, даже не введены ограничения на применение обычных вооружений против источника кибернападения и не определены методы определения местонахождения такого источника.

В России полагают, что настал момент пересмотра правил игры. Предложения сводятся к следующему.
На базовом уровне современного информационного пространства работают национальные операторы, а регулирование их взаимодействия осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ), входящим в структуру ООН, и принятым в соответствии с документами МСЭ местным законодательством.
На более высоком уровне (персональные, государственные, коммерческие данные, информация, знания, контент Сети) регулирование здесь должно оставаться исключительной прерогативой государств. Они сохраняют национальный цифровой суверенитет и за счет этого могут гарантировать своим гражданам защиту.

Особое внимание уделяется безопасности национальных сегментов сети. Между базовым и верхним уровнями находится связывающая их система адресации и маршрутизации трафика. При сохранении в руках одного государства текущей системы управления адресацией и маршрутизацией данных в Интернете все остальные государства остаются в зоне риска" (подробнее см. интервью Игоря Щёголева). Такая ситуация таит военно-политические и экономические угрозы.

Сохранить управление Интернетом за всеми «заинтересованными сторонами», как это есть в настоящее время, опасно тем, что самой заинтересованной стороной являются глобальные-интернет компании — а с учётом их «известной негерметичности» в работе с персональными данными это стало бы ещё большей угрозой.

По мнению российской делегации, проблема вообще не в том, какая организация — Минторг США, ICANN или группа транснациональных интернет-компаний — будет управлять Интернетом, ибо неважно, в чьих руках останется монополия. Следует посмотреть на суть вещей, на сами механизмы управления адресацией и маршрутизацией, выработав схему справедливого распределения систем адресации и маршрутизации между всеми странами и их равнозначности между собой, и перейти к этой схеме. Необходимо вернуться к тому, что Интернет — это сеть сетей.
Главная роль в трансформации сложившейся практики управления киберпространством принадлежит государствам, которым предстоит разработать международную конвенции по управлению Интернетом.

Источник: D-Russia.ru


Все новости и события
© Фонд "Содействие развитию сети Интернет "Дружественный Рунет"   Эл №ФС77-35163     Контактная информация